Сергей Вязович
Ралли-рейд «Шелковый путь» триумфально завершился для белорусской команды. Экипаж под управлением Сергея Вязовича впервые выиграл эту престижную гонку. От знаменитого пилота узнали о том, что на трассе важней всего, почему наша команда уникальная и чем занялись победители после возвращения в Минск.
Самая скоростная гонка в карьере
Сергей Вязович за 13 лет существования команды «МАЗ-СПОРТавто» сумел закрепиться в мировой элите грузовых гонок. Сначала за ним были победы на отдельных этапах, затем его экипаж не раз становился уже призером знаковых гонок. На знаменитом ралли-рейде «Дакар» в 2018-м белорусы заняли второе место в общем зачете! А в нынешнем году Сергей Вязович осуществил заветную мечту — привел команду к победе на «Шелковом пути». Эта гонка считается одной из самых престижных в мировом гоночном автоспорте.
— Для нас это большой успех и огромная радость, — не скрывает эмоций Сергей. — Мы долго шли к этой победе, из года в год совершенствуя свои навыки управления и подготовки автомобиля. Скажу банально, но в победу не верили до последнего метра дистанции. На одном из этапов под конец гонки мы упустили виртуальное лидерство, однако сумели сориентироваться и забрать свое.
История автомобильных гонок знает немало случаев, когда гонщики утрачивали лидерство на последних участках соревнований. Именно поэтому, отмечает белорусский пилот, необходимо оставаться сконцентрированным до конца.
— Окончательно поверили, что победили, даже не после финишной ленточки, а когда увидели итоговый протокол. Только тогда смогли дать волю эмоциям, — добавил гонщик.
В этом году этапы «Шелкового пути» отличались высокой скоростью и быстрой сменой обстановки.
— Пожалуй, эта гонка была одна из самых скоростных в нашей карьере. Организаторы по сравнению с прошлым годом скорректировали спецучастки: например, было много малозаметных дорог. Большое спасибо штурману Павлу Гаранину, благодаря которому эта победа стала возможной, — с улыбкой говорит пилот гоночного МАЗа.
Сергей Вязович отмечает главное отличие ралли-рейдов от обычных автогонок:
— Все-таки это особенная дисциплина. Здесь зачастую едешь даже не по дороге, а по обозначенному курсу. Нам постоянно приходится импровизировать, искать новые решения, принимать их за доли секунды. Грузовые гонки в последние годы шагнули вперед, а результаты стали очень «кучными». Если раньше отрывы в несколько минут считались плотной борьбой, то теперь проигрыш всего в 40-50 секунд на 100 километрах — серьезная проблема.
Гонщик подчеркивает, что пилотам грузовиков приходится постоянно учиться и совершенствовать свои навыки в любых условиях:
— Наша команда во многом уникальна. У нас нету такого количества признанных мастеров, как в той же России. Мы сами работаем над ошибками, ищем новых ребят. В нашей стране из-за природных условий нет песков или каменистых участков. Потому победа на «Шелковом пути» приятна вдвойне.
Машина не подвела
Немалая часть победы заключается в состоянии грузовика. Техническое оснащение гоночного болида часто становится решающим фактором в борьбе за призовые места.
— К «Шелковому пути» готовились долго, до последних дней выверяя все особенности поведения машины.
Я очень горд, что практически все детали грузовика — серийного производства. О чем это говорит? Безусловно, о качестве. Ведь если узлы и агрегаты отменно показали себя в столь экстремальных условиях, то при обычной эксплуатации за их сохранность можно не беспокоиться, — уверен Сергей Вязович.
Кстати, ралли-рейд стал первым полноценным соревнованием, на котором белорусская команда использовала и шины отечественного производства.
— Небольшое волнение на этот счет было. Однако специалисты завода провели большую подготовительную работу и постоянно поддерживали нас во время соревнований. Все прошло отлично, — сказал пилот.
Не почивать на лаврах
Как известно, практически всех белорусских атлетов в результате санкций и других ограничений отстранили от мирового спорта. Не стали исключением и гонщики. Тем не менее международный гоночный пелотон не отвернулся от белорусов.
— Мы получили поздравления от всех ведущих гонщиков. Они внимательно следили за ралли-рейдом. После победы в мессенджеры пришло немало теплых слов. Хочу, чтобы в следующем году ведущие гонщики приехали на тот же «Шелковый путь» и показали свои способности пилотирования. Надеюсь, уже скоро справедливость восторжествует, — сказал Сергей Вязович.
Первые после возвращения домой дни белорусский экипаж провел в разборе допущенных на гонке ошибок. Их важно учесть, ведь скоро «МАЗ-СПОРТавто» отправится покорять новые спортивные пьедесталы.
— Впереди — этапы Кубка Российской Федерации. К сожалению, мы не принимаем участия в общем зачете, так как являемся командой с белорусской лицензией. Зато первенствуем в Евразийском кубке, который проходит по тем же трассам. В ближайшие несколько месяцев сконцентрированы на этой цели, — рассказал Сергей Вязович.
Его команда начинает готовиться к следующему «Шелковому пути». Стартов в 2024 году ждут с нетерпением не только потому, что придется защищать титул чемпиона.
— Организаторы анонсировали, что формат трассы заметно изменится. Кроме спецучастков по Российской Федерации, планируется добавить этапы по Китайской Народной Республике и Монголии. Для нас это новый вызов. Очень интересно попробовать свои силы, — признался Сергей Вязович.
Ралли-рейд «Шелковый путь» — знаковая для команды «МАЗ-СПОРТавто» гонка. Она для них стала первой в 2010 году. С тех пор белорусские экипажи не раз становились призерами «Шелкового пути». Но золото смогли завоевать только в 2023-м.
С победой белорусский экипаж поздравил глава государства. Президент пожелал команде удачи в будущих соревнованиях.
— Безусловно, это одно из самых важных поздравлений. Согласитесь, приятно, когда за твоими успехами следит руководитель страны. Такое внимание мотивирует на будущие свершения, — говорит Сергей Вязович.
Ралли-рейд «Шелковый путь» — одна из самых сложных мировых гонок для грузовых автомобилей. Экипаж Сергея Вязовича показал результат 24 часа 22 минуты 14 секунд, обойдя представителей российской команды «КАМАЗ».
— У меня и экипажа вдвойне вызывает гордость то, что смогли обойти российских коллег, ведь именно «КАМАЗ» — едущая команда в мировом пелотоне. На их счету много побед на «Дакаре» и других знаковых гонках, — отметил белорусский пилот.
Александр НОВОХРОСТ,
фото — Рамиль НАСИБУЛИН
Источник: www.belta.by