Ничья и поражение в двух матчах – вроде бы не самый удачный старт «Крыльев» в новом сезоне. Но самарском клубе по этому поводу никакой трагедии нет. В прошлом году ситуация у «Крыльев» и вовсе была безнадежной – последнее место после первого круга. Но пришедший на пост главного тренера самарского клуба Андрей Кобелев быстро сумел оценить положение дел в команде. В кротчайшие сроки наставник навел в «Крыльях» порядок, взял курс на строительство новой команды и в итоге сохранил прописку в Премьер-лиге. Вот и сейчас есть уверенность, что самарский клуб обретет свою игру и поднимется вверх по турнирной таблице. Андрей Кобелев рассказал о новой команде, задачах на сезон и порассуждал судьбе российского футбола.
– Вы у руля «Крыльев» больше года. Теперь уже знаете, что это за клуб. Нам интересно с вашей точки зрения, какой?
– У меня позитивные впечатления от работы в «Крыльях». За год мы сделали огромный скачок вперед. По сравнению с тем, что было, когда я пришел, и тем, что у нас есть сейчас в любом отношении – это небо и земля. Сейчас у нас есть все условия для работы и движения вперед.
– Но ведь до топ-клубов еще далеко? До того же «Динамо», например?
– Я бы не стал сравнивать разные клубы. Это неправильно. Потому что каждый клуб идет своей дорогой. Сейчас в Самаре условия для работы, приближенные к идеальным. Грех жаловаться.
– Да? Тогда почему в это трансферное окно не было громких покупок? Сложно работать, когда ограниченный траснферный бюджет?
– Я бы не сказал, что у нас уж очень маленький бюджет. Другое дело, как его использовать? Можно содержать 30 игроков, которые никому не нужны, платить им деньги. Это один расход бюджета. Содержать 18-20 качественных игроков – это другой подход. Надо смотреть в ракурсе того, что ты хочешь сделать. Мы хотим создать в Самаре конкурентоспособную команду. Это делается тяжело. Но этот год, по большому счету, больше ушел на то, чтобы расчистить завалы, которые были сделаны до моего прихода в клуб. Сама команда вот только сейчас строится. Мы только недели две назад пригласили футболистов, которые составляют на 90% коллектив.
– Представим ситуацию: вы замечаете, что на тренировку футболист пришел после шумной ночной вечеринки. Что будет – выгоните его с занятия? Выпишете штраф?
– Да ну что вы! Это лет 20 назад можно было говорить о том, что футболисты нарушают режим, могут выпить перед матчем. Сейчас игроки позволяют себе пиво только после игры. За все время, что я тренирую, у меня не было человека, который нарушает режим перед матчем. В моих командах это нонсенс. Во-первых, это бессовестное отношение футболиста к себе. Можно один раз выпить перед матчем, но клеймо останется на всю карьеру. А во-вторых, это неправильное отношение к команде. Я ни за кем не наблюдаю, по гостиничным номерам не хожу. Ребята сейчас все умные, они просто не позволят себе нарушать режим перед матчами. Потому что знают, чем это может аукнуться.
– Давайте я вам расскажу гуляющий по Самаре миф. Говорят, будто Андрей Кобелев не любит работать с состоявшимися футболистами и избавляется от личностей, чтобы проще было управлять командой. Что скажете?
– Я не понимаю, откуда берутся такие слухи. Мне постоянно что-то приходится опровергать. Со сложившимися игроками работать намного проще. Не надо лишний раз объяснять, как выполнить передачу, куда нужно бежать, чтобы открыться. У меня никогда не было проблем с опытными мастерами. Им один раз скажешь, они все сразу понимают. Получил удовольствие от работы с Хохловым, Семшовым. Андрея Воронина, между прочим, я пригласил в «Динамо». Когда в «Крылья» пришел Александр Глеб, он был в разобранном состоянии. Мы готовили его индивидуально к каждому матчу, потому он и вышел на свой уровень. С Глебом мне было работать очень легко, это большой мастер.
– Так почему же он «Крыльям» предпочел скромный БАТЭ? Вам не обидно – вкладывали-вкладывали силы в игрока, а он перешел в другой клуб?
– Вы знаете, я всегда на стороне футболиста. В том плане, что он должен сам для себя решать, в каком клубе хочет играть. После сезона мы с генеральным директором «Крыльев» Денисом Масловым общались с Глебом, предложили ему контракт. Очень хороший контракт! Он взял время на раздумье. Так вышло, что он долго раздумывал, и нам надо было самим принимать решение. Мы не знали, подпишет ли он контракт, или нет, на какой срок – полгода, год. Поэтому мы вынуждены были принимать решение и на эту позицию купили игрока. Саша пошел в БАТЭ, мы желаем ему удачи.
– Когда вы поняли окончательно, что Глеба в «Крыльях» не будет?
– К концу июня. Мы ждали его решения достаточно долго – полтора месяца. И поняли, что надо искать ему замену.
– По вашей задумке, заменить Глеба должен Пабло Себальос?
– Да, именно он.
– Как вообще возникла идея пригласить парагвайцев в «Крылья»? Не находите, что это экзотическое решение? Где Парагвай, и где Россия…
– Приглашение любого игрока – очень трудоемкий процесс. Реальность такова, что очень мало иностранцев, которые хотят ехать в Самару. Для них есть Москва, Санкт-Петербург. Все что за пределами столицы – неизведанная земля. Поэтому пути два. Либо брать молодого футболиста с задатками, но от которого надо ждать, когда он раскроется, оттачивать со всех сторон, шлифовать, доводить до ума. Либо платить состоявшимся игрокам сумасшедшие деньги. Мы не можем переплачивать в два-три раза. Поэтому приходиться выбирать их тех футболистов, не которых мы бы хотели взять. А тех, кто готов ехать в Самару. Поверьте, Парагвай – это не второй мир. Мы выбрали двух игроков, исходя из трансферного бюджета. Себальос и Кабальеро много забивали в чемпионате Парагвая, они регулярного попадают в сборную своей страны. Наконец, одному игроку 22 года, другому – 26 лет. Это футбольный возраст. И парагвайцы подходят нам по своему складу характера.
– Когда вели переговоры, не хотелось все бросить? Известно, что латиноамериканский рынок наводнен оклофутбольными «жучками», агентами, которым надо платить деньги.
– Прежде чем приглашать в команду, я просмотрел все их матчи. Понадобилось больше полугода, чтобы закончить по парагвайцам все переговоры. На каком-то этапе мы даже хотели отказаться от приглашения этих футболистов. Когда начались переговоры, моим условием было, чтобы футболисты приехали в команду 15 июня. Чтобы они смогли адаптироваться. Ведь это новая команда, новый климат, новая еда, новая культура, язык. Необходимо месяц-полтора, чтобы освоиться в коллективе. К сожалению, переговоры были очень тяжелыми. Когда президент «Олимпии» сказал, что не отпустит игроков до конца чемпионата, мы вынуждены были ждать. Переключаться на других футболистов было поздно, хотя варианты были. Может быть, это моя ошибка, что не стали договариваться с другими футболистами. Я доложил руководству, что если парагвайцы приедут за неделю до чемпионата, то ждать от них игры сразу просто неправильно. Руководство об этом знает.
– До начала сентября еще кто-то будет выставлен на трансфер?
– Работа продолжается, и процесс по чистке состава практически завершен (в пятницу был расторгнут контракт с Дмитрием Молошом – Прим. Авт.). Не берусь судить, прав я или нет. Но есть факты. Периодически на каждого из наших футболистов возникает спрос. У нас узнают, сколько стоит игрок, можем ли мы кого-то продать. Раньше такого не было. Когда я пришел в «Крылья», наших футболистов клубы не хотели брать даже за бесплатно! Сейчас ситуация поменялась
– В связи с этим не боитесь потерять Корниленко? Вот его агент открыто заявил, что Сергей мечтает вернуться в английскую Премьер-лигу…
– Никакой информации, о том, что Корниленко уходит из «Крыльев», у меня нет. Сам Сергей не раз говорил, что ему нравится в «Крыльях», он хочет здесь играть. И мы на него рассчитываем. Сергей – один из немногих футболистов, который помог сохранить «Крылья» прописку в Премьер-лиге. Продавать Корниленко в наши планы не входит.
– До конца этой трансферной кампании вы в «Крыльях» кого-то ждете из футболистов?
– Любой трансфер любит тишину. Вот пример. Когда мы вели переговоры с парагвайцами, мне все звонили и просили прокомментировать ситуацию. Я говорил: контракты пока не подписаны, объявлять обо всем рано. И, как ни странно, в этот момент чуть ли не сорвалась сделка по одному из парагвайцев! Поэтому трансферы – сложный вопрос, все слишком быстро меняется. Когда мы с кем-то из игроков подпишем контракт, обязательно сообщим. Пока есть время до 6 сентября, мы работаем на рынке, смотрим. Если нас устроит цена-качество футболиста, одного игрока купим. Но не более того.
– Удалось ли вам отдохнуть между сезонами? Как проводите свободное время. Александр Глеб, например, любил выехать на волжские просторы порыбачить. Вы как к этому относитесь?
– Я убежден, что тренер должен отдыхать от работы, как и игроки. Если он все время будет думать о футболе, сойдет с ума. Выходные бывают, как у команды, отдохнуть успеваю. Вот раньше, когда я был игроком, мы заезжали на базу за три дня до игры и из нее не вылезали. Дома проводили мало времени. И если выпадал один день выходных, то считалось это чуть ли не роскошью. Сейчас у футболистов больше свободного времени. В отпуске я успел отдохнуть. Хотя, конечно, подстраиваешься под работу, ведь бывают переговоры по трансферам. Побывал в Москве, других городах. Что касается хобби, то рыбалку, охоту, собирание грибов я не люблю. Люблю грибы есть. Активному отдыху я предпочитаю тихий, спокойный, в кругу семьи.