В  интервью для портала Goals.by нападающий минского «Динамо» сравнил белорусскую высшую лигу с сербской Суперлигой, восхитился количеством минских деревьев и подсветкой зданий, рассказал о белградских кинотеатрах, менеджменте и финансах, а также любви к чтению:

— Какими были ваши первые мысли, когда узнали об интересе со стороны «Динамо»?

— Я знал общую информацию. Что «Динамо» — хороший клуб с богатой историей. Знал про серьезность амбиций команды. Правда, чуть-чуть погуглить все же пришлось. Но я почти cразу ответил согласием на предложение подписать контракт.

— Не хотелось вернуться в Германию, в которой вы некоторое время выступали?

— В Германии футбол — спорт номер один. Любой вам об этом скажет. Если вы игрок одной из немецких команд (неважно, какой лиги), то ощущаете себя очень хорошо. Во время чемпионата мира построили много хороших стадионов. Трибуны всегда заполнены. Страна живет футболом. И это не фигура речи, это немецкая действительность. Но возвращение в Германию не было моей целью.

— А на Россию, говорят, нацеливались.

— Было дело, в межсезонье ко мне обращались многие клубы. В том числе и российская «Томь». Мы немного пообщались, но я подумал и решил не ехать.

Что скажете об уровне нашего чемпионата по прошествии первого круга?

— Уровень достаточно неплохой. Можно увидеть хорошие комбинации, голы, индивидуально сильных игроков. Мне вот очень понравился кубковый финал. Интересный получился матч с хорошими голами. В чемпионате есть пара лидеров — БАТЭ и «Гомель» побеждают практически в каждом матче. Но когда-то же у этих команд должны случиться поражения. Надеюсь, они придутся на встречи с «Динамо». Когда я засобирался в Беларусь, знал, что мой нынешний клуб — старейший и популярнейший в стране. Я ни в коем случае не забываю о БАТЭ. Да, в Сербии наслышаны о борисовчанах. Но они раскрутились только в последние пять лет. Если вы спросите о белорусском футболе, допустим, моего отца, он тут же начнет рассказывать о «Динамо», а не о БАТЭ. Я понимаю, что борисовская команда — нынешний лидер. Но всем нам в «Динамо» хочется выиграть чемпионат. Правда, не думаю, что стоит загружать себя постоянными мыслями о достижении глобальной цели. Нам просто нужно предельно сконцентрироваться и начать победную серию, двигаясь от матча к матчу. Решать задачи по мере их поступления. Мы можем играть намного лучше. Думаю, если «Динамо» начнет показывать должный футбол, ни у кого в лиге не останется шансов. Да, это нелегко с такими-то конкурентами. Но нужно стараться.

— Можете сравнить белорусскую высшую лигу и сербскую Суперлигу?

— Матчи Суперлиги не пользуются особой популярностью. Разве что дерби «Партизана» и «Црвены Звезды» собирают аншлаги. Кстати, это отличие Беларуси и Сербии — интерес к игре «Динамо» и БАТЭ был не самым высоким. В Белграде «Партизан» и «Црвена Звезда» концентрируют на себе все внимание. Потому на матчи ОФК, из которого вышли Коларов и Иванович, ходят по 250 зрителей. — Серьезно? — Серьезно. «Борац», за который я раньше играл, собирал на матчи по две-три тысячи зрителей. Теперь от 500 до тысячи человек. А ведь это очень неплохой клуб. Да, не топовый, но выступал в еврокубках. Вот недавно играл в финале Кубка Сербии. Правда, уступил в решающем матче «Црвене Звезде». Вообще, в моей стране люди испытывают много негатива в отношении футбола. В основном, из-за завышенных ожиданий. Мало кто смотрит на вещи реально. Давайте приведу пример.

— Давайте.

— В Сербии получается так. В теннисе мы первые. Спасибо Новаку Джоковичу. Страна дружно празднует все его успехи. Волейболисты — и женщины, и мужчины — выигрывали чемпионаты Европы. Тоже были праздники. Ватерполисты побеждали на чемпионате мира. Снова праздник. Баскетбольная команда — одна из лучших на континенте, дает много поводов для радости. Потому все болельщики и ожидают, что футбол вот-вот начнет соответствовать уровню других игровых видов спорта. Мол, вы ж такие деньги получаете — пора бы уже. Вот отсюда и негатив… Помню, как тяжело пришлось нашим футболистам после чемпионата мира в ЮАР. Команда тогда не вышла из группы. Негатива было столько, что становилось страшно. Думаю, это наша проблема. Можно ведь отыскать позитив. У нас в стране хватает молодых ребят, которые при должном подходе к делу в будущем могут составить костяк успешной национальной сборной. Мне кажется, футболу нужно делать хорошее промо. Акцентироваться на позитиве. Все ведь в Европе любят футбол. Мы ж не американцы, чтобы в бейсбол играть.

— Кстати, что скажете по поводу ваших шансов на возвращение в национальную команду?

— В прошлом году провел три спарринга за сборную. На тот момент я был лучшим снайпером Суперлиги. В Сербии сейчас проблема с форвардами. Кто-то травмирован, кто-то не играет, у кого-то уже почтительный возраст. Потому, думаю, шанс у меня есть. Это одна из причин, по которой я перебрался в «Динамо». Клуб — с именем, на команду обращают внимание. Понимаю, будет трудно убедить тренеров сборной в своей необходимости. Но скоро начинается квалификация на чемпионат мира. Потому нужно серьезно постараться.

— Чем еще схожи и отличны сербская Суперлига и белорусская высшая лига?

— В Сербии очень трепетно относятся к обороне.

— Даже более трепетно, чем в Беларуси?

— Да. Потребность в результате оборачивается страхом тренеров, которые живут под серьезным прессом. В Суперлиге играют очень компактно, очень внимательно. Вот недавно в Беларуси «Неман» обыграл «Славию» со счетом 8:0. Я не помню, когда что-то подобное случалось в Суперлиге в последний раз. И не представляю, когда случится в будущем. Может, разве что «Партизану» и «Црвене Звезде» удавались такие разгромы. А вообще в Сербии, если команда забивает, то сразу откатывается назад уберегать добытый результат.

— То есть в Суперлиге вы бы не смогли сделать хет-трик?

— Ну, не то, чтобы не смог. Но это было бы очень трудно. У нас политика простая — результат, результат, результат. Думаю, для молодых ребят это плохо. В сложившейся ситуации им не предоставляется шансов. Да и тренеры меняются часто. У спецов нет времени для спокойной работы, направленной на прогресс. Две-три игры — и до свидания.

— Вас уже тысячу раз успели спросить о знании русского. Вы учите язык самостоятельно или с помощью репетитора?

— На данный момент обхожусь без преподавателя. Просто ежедневно узнаю новые слова, общаясь с партнерами. Когда играл в Германии, таким же образом учил немецкий. Постоянная практика облегчает процесс. Вообще, мне проще в этом отношении, чем другим иностранцам. Все же русский и сербский языки похожи. Думаю, если я стану говорить на родном языке, вы поймете процентов 60 сказанных мною слов. Правда, все равно подумываю о том, чтобы воспользоваться услугами репетитора. В ближайшее время так и поступлю.

— С большего все легионеры говорят, что первые слова, которые они выучили в Беларуси, были матерными.

— Я не знаю ни одного русского мата. Честно. Вообще, первыми моими словами были «Хорошо» и «Давай». На тренировке так подбадривают партнеров.

— А откуда у вас такой хороший английский?

— Жизнь заставила. Во время путешествий нужно же как-то общаться. А английский — самый универсальный язык на планете. Вообще, когда я пошел в школу, родители почти сразу дали установку на изучение английского. Хотя бы базовыми знаниями я должен был овладеть. Вот что-то выучил в школе, что-то во время просмотра фильмов.

— Это как?

— Когда в той же Германии показывают голливудский фильм, допустим, Брюс Уиллис говорит на немецком. А в Сербии дубляжа не делают — просто внизу экрана пускают титры на сербском. Получается, ты постоянно слышишь английскую речь. Не знаю, как сейчас, но раньше все было именно так. Лично я считаю, что это хорошо.

— В Минске вам часто приходится использовать английский?

— Не очень. Только если нужно обсудить какие-то серьезные вещи или дать интервью. В остальных случаях стараюсь пользоваться русским. В магазинах, кафе, на улице. С большего люди понимают мою помесь русского и сербского языков.

— Вы ведь родились в Хорватии. Правильно?

— На тот момент в Югославии. В городе Книн, который расположен неподалеку от родных мест моего отца. Удивительная ситуация — там живет 30 процентов хорватов и 70 сербов… Но это сложный политический разговор. Давайте не будем его продолжать :) . На нынешней территории Хорватии я только родился — и все. Рос я в Белграде. Моя мама родом оттуда, а папа приехал учиться. Самое удивительное, что Книна в своей жизни я никогда не видел. Даже на фото. Стыдно, конечно. Если так судить, то, допустим, Нью-Йорк мне более знаком, чем Книн. Изображения американского города я хотя бы видел :) .

— Что люди в Сербии знают о Беларуси?

— Немногое. Но отношение к белорусам, россиянам и украинцам самое позитивное. Мы же все славяне.

— Хорошо, а когда близкие задают вам вопросы о Беларуси, что вы отвечаете?

— В основном, мы говорим о Минске. О других белорусских городах могу судить только по картинке из окна автобуса. Я постоянно нахваливаю столицу своим родственникам. У вас столько деревьев в городе. Это меня удивляет. Все время сравниваю Минск с Белградом. В вашей столице живет что-то около двух миллионов человек. Правильно?

— Примерно столько.

— Вот и в Белграде что-то около того. В принципе, города чем-то похожи. Так что Минск мне очень нравится. Особенно, когда погода хорошая :) .

— А как вам погода, при которой вы дебютировали за «Динамо» в матче с «Минском»?

— Помню, я тогда подумал: «Добро пожаловать в Беларусь» :) . Я допускал, что у вас может снежить в марте, но в апреле… Мне вспомнилась пара-тройка матчей из детства. Холод, ветер, дождь — когда ты после одного из стыков падаешь грудью на газон, то потом уже с трудом вспоминаешь, какого цвета изначально была твоя футболка :) . Но ничего, то был мой дебют. Я быстро отстранился от мыслей о ненастье и не обращал внимания на погодный экстрим.

— Ваш соотечественник Матея Кежман говорил, что ему очень понравилось в цирке и на «Минск-Арене».

— В цирк мы ходили с сыном. Нам понравилось. А на «Минск-Арене» побывать пока не довелось. Все же сезон у хоккеистов еще не стартовал. Говорят, там классная атмосфера. Для Сербии хоккей — это, может, и не экзотика, но что-то вроде того. У нас в стране одна команда только.

Как вы проводите свободное время в Минске?

— Когда сынишка гостил у меня, мы часто ходили в парк Горького. Постоянно находились на природе. А в остальном, когда я остаюсь один, провожу время так же, как и в Белграде. Встречаюсь со знакомыми, сижу в кафе. Хобби как такового у меня нет. Попросту не хватает времени, чтобы им обзавестись. Вообще же, люблю спорт. Баскетбол, теннис — играю только в отпуске или на выходных по возможности. Надо ведь сохранять энергию для тренировок и матчей. Еще мне бильярд нравится. Но Симович играет слабо. Так что я с ним только теряю время :) . Надо мне найти хорошего спарринг-партнера.

— Драгун, говорят, играет.

— Надо будет со Стасом поговорить :) .

Книги?

— Да. Я читаю немного, но постоянно. Вряд ли у меня есть любимые писатели. Но очень нравится Лиляна Хабьянович-Джурович — наша сербская писательница. Запомнилась ее «Игра ангелов». Говорят, книжки этого автора больше для женщин, но мне нравятся. В свое время меня впечатлил Паоло Коэльо своей «Пятой горой». Отмечу еще Робина Шарма и его книгу «Уроки лидерства от монаха, который продал свой «Феррари». Я был впечатлен.

От admin