В интервью официальному сайту новобранец «бело-голубых» Роберт Зебелян рассказал, как оказался в минском «Динамо», вспомнил о предыдущих этапах своей карьеры и поделился радостью от того, что снова может выступать за сборную Армении.
– Белорусскому болельщику ты пока мало знаком. Поэтому начнем с истоков твоей футбольной карьеры…
– В детстве перепробовал много видов спорта. Серьезно занимался большим теннисом. Пока в двенадцать лет не попал в футбольную секцию. Если ее можно было так назвать. Тренер собирал во дворах пацанов и тренировал. Меня определили на позицию центрального защитника. Через несколько лет оказался в школе «Жемчужины» – СДЮШОР-7. Там тренеры разглядели у меня другие способности и передвинули в нападение. Когда достиг более зрелого возраста, понял, что хочу связать свою дальнейшую жизнь с футболом. В 2000 году уехал в Краснодар в футбольную школу «Центр-Р», которую открыл Александр Молдованов. Там провел полтора года, после чего вернулся домой и вскоре подписал контракт с «Жемчужиной».
– Правда, что отцу пришлось выкупать твои трансферные права, чтобы ты мог выступать за «Жемчужину»?
– Да. «Жемчужина» переживала не самые лучшие времена – команда вылетела во вторую лигу и испытывала серьезные финансовые проблемы. Шестьдесят тысяч рублей по тем временам была сумма немалая. Тем более за футболиста, который еще не выступал на профессиональном уровне. Вот отцу и пришлось выкупать мой контракт, чтобы я мог продолжить футбольную карьеру.
Причем отец поддержал меня не только в той ситуации, но и несколько лет спустя. После распада «Жемчужины» я выступал за клуб «Сочи-04» и одно время был серьезно настроен завязать с футболом, поскольку не видел для себя перспективы. Но отец настоял, чтобы я продолжил играть в футбол, и вскоре меня пригласили в «Кубань».
2006 год сложился удачно и для меня, и для «Кубани», которой руководил тогда Павел Яковенко. Забив 23 мяча, я стал лучшим бомбардиром чемпионата, а команда завоевала путевку в премьер-лигу. Правда, там дела у нас не заладились. В первых пяти турах не могли одержать победу. Тренера уволили. В тактические схемы нового наставника я не вписывался, о чем он заявил мне прямым текстом. Хотелось играть, поэтому решил сменить клуб и перебрался в «Химки», где отыграл полгода. Снова пришел тренер, который не видел меня в составе – пришлось ехать в аренду в «Балтику». Там постоянно преследовали травмы. Когда вернулся в «Химки», неожиданно получил предложение от «Жемчужины».
– Как отважился поменять премьер-лигу на второй дивизион?
– Честно говоря, решение далось непросто. С одной стороны, перспектива играть в премьер-лиге (в «Химках» убеждали, что рассчитывают на меня). С другой стороны, «Жемчужина» и вторая лига. Но когда мне рассказали, что в сочинский клуб пришли серьезные люди, который ставят серьезные задачи, решил сделать шаг назад, чтобы потом сделать два вперед.
– Не прогадал?
– Ничуть. С первой попытки мы вышли в первую лигу. Очень хорошо начали прошлый сезон, затем, правда, несколько сдали, и концовка чемпионата получилась немного скомканной. А потом у меня истек срок контракта с «Жемчужиной».
– Желания остаться в Сочи не было?
– В конце сезона были разговоры о новом контракте, но конкретного предложения так и не поступило. Не дали даже возможности поехать с командой на сбор. Насколько я знаю, это было решение не главного тренера, а руководства.
– И тут появился вариант с минским «Динамо»?
– На самом деле, было много вариантов продолжить карьеру и в России. Поэтому после звонка Олега Василенко я взял некоторое время на раздумье, собрал кое-какую информацию о клубе, взвесил все «за» и «против» и только потом дал положительный ответ.
– Рискну предположить, что личность главного тренера сыграла важную роль, когда принимал решение о переходе в «Динамо»?
– Абсолютно верно. Будь в команде другой тренер, не думаю, что оказался бы здесь.
– В одном из своих интервью ты сказал, что очень важно найти своего тренера. Можно ли сказать, что Олег Василенко твой тренер?
– Олег Петрович мне очень импонирует, как человек и как тренер. Тренировки у него максимально приближены к реальным игровым условиям, требования к игрокам предъявляются серьезные, футбол, который он старается привить команде, ориентирован на европейский уровень. Все это позволяет футболистам расти в профессиональном плане. От сотрудничества с Олегом Петровичем в «Жемчужине» остались только положительные впечатления. Будет очень интересно поработать под его началом в минском «Динамо».
– Как проходит адаптация в новой команде?
– Мне кажется, она уже прошла. Коллектив в «Динамо» подобрался что надо. И по человеческим, и по игровым качествам. Так что влился в команду быстро и безо всяких проблем.
– В футбольном плане адаптироваться, наверное, было еще проще, учитывая, что с нынешним наставником «бело-голубых» Олегом Василенко ты работал последние два года в «Жемчужине-Сочи»?
– Действительно требования Олега Петровича в том, что касается футбола, мне хорошо известны. В этом плане, возможно, мне было даже проще, чем моим новым партнерам.
– Что знал о белорусском футболе до прихода в «Динамо»?
– В прошлом году на международном турнире в Сочи «Жемчужина» играла с чемпионом Беларуси – борисовским БАТЭ. Много разговоров было и о выступлениях этой команды в Лиге чемпионов Кроме этого, о белорусском футболе не знал ровным счетом ничего. Да и сейчас смутно представляю себе уровень чемпионата.
– С белорусским футболом тебе еще предстоит познакомиться. А в российской футбольной иерархии, куда бы ты определил минское «Динамо»?
– В премьер-лиге нам, наверное, было бы тяжеловато играть. Все-таки там совсем другие финансовые возможности. Хотя нервы многим командам попортили бы точно. А вот в первой лиге России, мне кажется, были бы в числе лидеров. Думаю, и в чемпионате Беларуси немало шороху наведем.
– Попробуешь сравнить «Динамо» со своим прежним клубом?
– В тренировочном процессе отличий нет, поскольку тренер тот же. Да и в остальном, на мой взгляд, у «Динамо» и «Жемчужины» много общего: амбициозные клубы, которые ставят перед собой высокие задачи. Так что, перебравшись в «Динамо», потерял только в том, что уехал из родного города, а в остальном несомненно приобрел.
– Семью в Минск перевозить собираешься?
– Обязательно. Тем более, что город мне очень понравился. Чистый, аккуратный, люди добрые, криминала никакого нет. В Минске могу быть полностью спокоен за свою семью.
– Какой этап своей додинамовской карьеры считаешь самым удачным?
– О нападающем, как известно, судят по количеству забитых мячей. В этом плане самым удачным для меня был 2006 год в «Кубани». Команда тогда вышла в премьер-лигу, а я забил 23 гола. Впрочем, будем надеяться, что лучшие времена моей футбольной карьеры еще впереди. Ведь с переходом в «Динамо» вновь смогу выступать за сборную Армении. А это немаловажно для любого футболиста.
– Кстати о сборных. Правда, что в свое время перед тобой стоял выбор между молодежной сборной России и национальной сборной Армении?
– Было такое. В 2006 году российская «молодежка» играла стыковые матчи с Португалией за попадание на чемпионат Европы. В случае выхода в финальную часть, в команду должны были вызвать меня, Янбаева и Олега Иванова. Но, выиграв в гостях 4:1, Россия умудрилась дома проиграть португальцам 0:3. Тогда и сделал выбор в пользу Армении, поскольку прекрасно понимал, что там у меня больше шансов заиграть.
– С чем был связан двухлетний перерыв в выступлениях за сборную?
– В 2006-2008 годах постоянно вызывался в национальную команду. А после перехода в «Жемчужину» оказалось, что не имею права играть за Армению, иначе буду считаться в клубе легионером. Пришлось писать официальное письмо об отказе выступать за сборную.
– В той ситуации перевесили интересы клуба или просто не было выбора?
– Скорее, не было выбора. Оставаясь в сборной, я становился легионером, лимиты на которых в России ужесточаются постоянно. А отказываться от российского гражданства не видел смысла. Я ведь здесь родился, вырос, живу.
– За сборную Армении ты играл только в официальных матчах. Чем это объяснишь?
– Вызывали и на товарищеские игры, но поскольку я выступал в первой лиге чемпионата России, где не предусмотрены «окна» для матчей сборных, приходилось отказываться.
– Твое возвращение в сборную Армении пришлось на двухматчевое противостояние с Россией…
– То, что вновь вызвали в сборную, еще ни о чем не говорит. Право выйти на поле в матче с Россией нужно заслужить. Хот я, чего скрывать, есть огромное желание сыграть и доказать некоторым людям, что я чего-то стою, как футболист.
– В недавнем спарринге «Динамо» с дублирующим составом «Жемчужины» ты взялся пробить пенальти, хотя в прошлом году отказывался подходить к одиннадцатиметровой отметке…
– Не совсем так. Бить пенальти никогда не отказывался. В 2009 году вообще был штатным пенальтистом «Жемчужины». Просто на сборах в прошлом году дважды не забил и решил дальше не испытывать судьбу. А в игре с дублем «Жемчужины» подошел к одиннадцатиметровой отметке не потому, что очень хотелось забить бывшим одноклубникам. Просто была уверенность, что забью. На мой взгляд, неважно играешь с бывшим клубом или нет, нужно стараться в каждом матче доказывать свою состоятельность и не опускаться ниже своего уровня.