• 01.12.2023 19:08

Хоккей. Интервью Михаила Захарова. Об Олимпиаде, КХЛ и заветной мечте.

Редакция

Автор:Редакция

Янв 13, 2010

26ce_zaharov

Михаил Захаров: «У минского «Динамо» есть только крыша, которая висит в воздухе».

Михаил  Михайлович Захаров – самая знаковая личность в белорусском хоккее. Родился  он 22 января 1962 года в Усть-Каменогорске. Там же начинал заниматься хоккеем, но на коньках в родном городе простоял недолго. И только в Минске Михаил Михайлович состоялся как спортсмен, а после и тренер. Вначале воспитывался в столичной «Юности», в 1979 году выступал за минское «Динамо». В стане «бело-голубых» Захаров провёл 11 лет, что является его рекордом как игрока. После играл за польский Подхале (Новы-Тарг) и американские Грин Бэй Айс, Вест Пальм Бич, Детройт Фэлконс, Утика Булдогз, Ютика Близзард, Мэдисон Монстерс, Квод-Сити Маллард.

Также Михаил Михайлович успел защитить цвета московского ЦСКА и минского «Тивали». В 1996 стал главным тренером минской «Юности», с которой дважды выигрывал Кубок Беларуси и четыре раза поднимался на первую ступень пьедестала в чемпионате республики. С «сине-красными» в 2007 году выиграл Континентальный кубок. Трижды признавался лучшим хоккейным тренером Беларуси. Мастер спорта СССР, заслуженный тренер Беларуси. В октябре 2009 года Михаил Михайлович стал главным тренером сборной Украины, а в ноябре и главным тренером олимпийской сборной Беларуси.

С возвращением  в главную команду нашей страны у Михаила Михайловича появилось  много дел, а вместе с ними и  проблемы. Нужно просмотреть каждого  игрока, укомплектовать атакующие звенья и пары защитников, выбрать, кто же будет третьим голкипером, решить все вопросы с НХЛовцами, а тут на носу и участие в Континентальном кубке минской «Юности», где во что бы то ни стало нужно победить. И поэтому отвлекать Михаила Михайловича от работы мы не хотели. Но в связи с тем, что вопросов перед Олимпиадой в Ванкувере собралось предостаточно, а другого раза могло не быть, пришлось навязываться в распорядок дня главкома. Согласие получили сразу. Приняли нас тепло и радушно, за что мы выражаем огромное спасибо наставнику сборной Беларуси и пресс-службе ХК “Юность”. В нашем распоряжении было 30 минут, дальше Михаилу Михайловичу нужно было идти на тренировку. Много чего спросить мы так и не успели, но оставляем в сердцах надежду, что наш разговор был далеко не последним.

– Как настроение  за месяц до  Олимпийских игр?

– Отлично! Никаких проблем пока нету.

– И даже с защитниками? На одной из первых пресс-конференций после назначения  вы говорили, что это – главная проблема.

– Защитников  найдём. Да, и они есть, просто  в минском «Динамо» им не давали игровой практики. Взять  того же Рядинского. В  прошлом году он играл на Чемпионате мира, Хэнлон ему доверял, но при новом тренерском штабе к нему резко появились какие-то претензии. Хотя, мне кажется, он спокойно мог вписаться в их рисунок игры.

– А как кондиции  Колосова? Способен ли он усилить оборону?

– По словам Дейва Льюиса, который следит  за ним, Колосов смотрится неплохо. В меньшинстве играет, в большинстве – нет. Но, думаю, с Сергеем всё в порядке будет.

– В одном из интервью вы сказали, что Льюис здорово  помогает вам и даёт оценку действиям того или иного защитника. А что он сказал по поводу Александра Сырея, и насколько оправдан вызов этого молодого игрока?

– Сырея уже  нет в списках. Он попал в  предварительный состав скорее авансом. Мы думали, парень потянет, но решили, что пока Александр ещё не готов. Ему нужно было играть в более сильной команде. «Шахтёр» всё-таки не тот клуб, где Сырей мог себя проявить.

– Кого тогда на его место?

– Мы ещё думаем. К тому же, если приедет Салей,  то у нас будет комплект защитников. А надежда на участие Руслана есть. Процентов 80, что он сможет помочь сборной. И в феврале уже, может быть, начнёт играть.

– Ещё одна озвученная вами проблема: уровень  игроков из ОЧБ. Чего им не хватает по сравнению с остальными?

– Не хватает скорости мысли, быстроты принятия решений. В том же КХЛ всё делается куда быстрее. Если бы у нас там было хотя бы два клуба, всё было бы по-другому. А ещё и проблема легионеров в минском «Динамо». Нужно добиваться, чтобы число иностранцев у нашего полпреда в КХЛ не превышало восьми человек. Это максимум. У тех же латышей шесть легионеров, и они выше нас в таблице. А у нас тринадцать, и нет пользы ни стране, ни команде. У рижан, кстати, если вспомнить, почти все хоккеисты играли раньше в Беларуси. А теперь ребята окрепли, набрались опыта, стали серьёзнее к этому относиться, и пришёл результат.

– Изначально вы не назвали третьего  голкипера. Какие кандидатуры, кроме Максима Малютина, рассматриваете?

– Сейчас будем смотреть на показатели вратарей. Возьмём статистику за декабрь, январь, февраль и от этого будем отталкиваться. Вот все сетуют за Брикуна. А он сейчас на восьмом месте среди голкиперов ОЧБ. Тот же Малютин на четвёртом. Почему я должен брать Брикуна, а не Малютина?

– Лучший среди голкиперов – Шабанов…

– Шанс есть у всех. Вот, выиграет Сергей Континентальный кубок, тогда и будем смотреть.

– Не назвали вы и третьего ассистента.

– Почему? Я, Хомутов и Льюис – три тренера

– А обещанный белорусский специалист?

– Не факт. Возможно, пригласим шведского тренера вратарей. Вообще, будем смотреть ближе к Олимпиаде, как тут сложится ситуация, кого выберут главой федерации, кого назначат тренером молодёжной сборной. Много факторов повлияет на выбор третьего ассистента.

– Каким вы в идеале  видите ударное  звено в Ванкувере?

– Сейчас бесполезно об этом говорить. До Олимпиады ещё месяц. Много травмированных, звенья разрушены. Но понятно, что игра будет строиться на игроках НХЛ. И я был безумно расстроен, когда мне позвонил Андрей Костицын и сообщил, что он не приедет в Ванкувер после перенесённой операции. Это уже большая проблема. А ведь ещё под вопросом участие Грабовского. Рассчитываю, конечно, и на Угарова, Кольцова, Калюжного. Они лидеры не только сборной, но и своих клубов. Вот, из перечисленных ребят нужно собрать два мощных звена.

– Вопрос, который мучает болельщиков: почему  нет Мелешко?

– Вы сами видите, что Мелешко ничего особенного сейчас не демонстрирует. Тот же Кулаков, который играет в первом звене, выглядит попредпочтительнее. А вы можете вспомнить, чтобы тройка Мелешко – Стась – Михалёв, вытаскивала матч? Да, они выходят, играют, но результата не дают… В той же «Юности», если не пошли дела у первого звена, игру может сделать второе или третье.

– Тогда вопрос по Стасю. Вы когда-то говорили, что это один из самых перспективных игроков Беларуси. Чего же ему не хватает, чтобы сполна раскрыться?

– Ему нужно больше активности: лезть на ворота, много бросать. На его счету лишь четыре шайбы. Если бы поставили, к примеру, Боровкова, он за это время, уверен, больше забил бы. Да, Стась старается, хочет, но необходимо всё время прогрессировать. Перспектива ведь когда-то заканчивается. Он сейчас молодой, но я не вижу движения вперёд. Взять того же Микелиса Редлихса – прогресс на лицо. Парень раньше у нас в «Юности» играл, а теперь один из лидеров рижского «Динамо». Он всё время забивает, уверенными шагами идёт вперёд. А в белорусском хоккее я не вижу этого самого движения у молодых игроков: у Демкова, у Развадовского. Вроде всё время на льду, а голов – ноль, передач – ноль. А молодое четвёртое звено может и должно приносить большую пользу. Я разговаривал с Русланом Салеем. В «Колорадо» состав по сравнению с предыдущим годом почти не изменился, добавилось только два новичка: одному восемнадцать, другому двадцать. Так Салей говорит, они всю команду тащат. Один заиграет, другой поддаст, а там и ветераны потянутся. Должно быть сильное четвёртое звено из молодёжи, но его нету. Та же проблема и в «Юности».

– А в чём причина?

– Так получилось. Кто-то уехал в Канаду, кто-то  перестал тренироваться. Приходится ставить в четвёртое звено игроков, которые в молодёжном хоккее были отнюдь не на ведущих позициях: Королик, Пичуха. Они, откровенно говоря, еле двигаются. Пробуем юных игроков. Недавно ставили Лопачука, но он совсем молод – 1992 года рождения. Бежит, старается, но нужна ещё и выносливость

– Вы не раз сетовали на проблему юношеского  хоккея в Беларуси. Что необходимо изменить?

– Тренеров нужно  растить хороших и деньги им  хорошие платить. Я не знаю, что будет дальше, но пока никому нет дела до детского хоккея. Смотрите, шесть катков построили в Брестской области. Это необходимо порядка шестидесяти тренеров. Неужели нельзя федерации организовать курсы, направить людей с этого региона на обучение, предоставить практику? Вот в Берёзе открыли каток. Можно было взять оттуда два человека, сделать так, чтобы они учились на заочном и в то же время смотрели хоккей, практиковались. И необязательно бывших хоккеистов. Главное, чтобы смогли всё организовать, наладить дело. В «Юности» были директора детской школы, которые никогда в хоккей не играли, но при них школа была одной из лучших в СССР

– Насколько сейчас адекватны разговоры  о замене «Динамо» на «Юность» в  КХЛ?

– По большому счёту, динамовцы, в случае невыполнения задачи, сами должны попросить о замене. Этот проект изначально был обречён на неудачу. Разговоры о создании своей школы так и остались разговорами. По сути, в «Динамо» ничего нет, кроме автобуса. «Дворец спорта» принадлежит городу, и «Юность» к нему даже больше причастна, чем «зубры». У нас много хороших воспитанников в других клубах, которые всегда рады вернуться в родную команду. У нас есть школа, есть фундамент, в отличие от «Динамо», где есть только крыша, которая висит сама по себе. И, если ветер подует, она просто упадёт. А «Юность», даже если уйдёт Захаров, будет функционировать, как и прежде, ничего с ней не произойдёт. У нас лучшая школа и наша система работает на благо страны.

– Вы более десяти  лет в «Юности», которую без Михаила Захарова представить уже трудно. Что такого может произойти, чтобы вы покинули клуб?

– Что-то в нашей жизни всегда может произойти. Но пока я не вижу ничего, чтобы помешало нам и в дальнейшем идти вместе. Хочется двигаться вперёд, и главное моё желание на данный момент: участие «Юности» в КХЛ.

– 22 января у вас День Рождения. Какой ещё подарок, кроме Континентального кубка, вы бы хотели получить?

– Мне хватит и этого трофея. Лучше один подарок, но хороший.

– Главная борьба  на Олимпийских  играх, наверняка,  развернётся между Канадой и Россией. Кто, по-вашему, является главным фаворитом турнира?

– Я не думаю, что всё будет так просто. Очень  сильны и шведы, и словаки, и американцы. Много факторов могут повлиять на результат:  кто в какой форме будет, кто как поспал, кто первый гол забьёт. Вратари сыграют немаловажную роль. В 2002 в Солт-Лейк-сити у шведов была самая сильная сборная за всю историю. Они без вариантов вынесли канадцев 5:1. И что? В четвертьфинале наши раз забили, второй, третий, а время шло, Мезин поймал кураж, и в итоге «тре крунур» оказались биты.

– Какая ваша самая заветная тренерская мечта?

– Я хочу, чтобы сборная попала в восьмёрку на Олимпийских играх, на Чемпионате мира в плей-офф вышла. Для меня важен успех подопечных, а остальное у меня есть.

 

Как видим, даже навалившиеся проблемы не заставляют Михаила Захарова унывать. Он – человек целеустремлённый, который будет идти к своей цели, несмотря ни на что. И даже неприезд Костицына-старшего пусть и огорчил, но не вызвал лишних поводов для недовольства. Цель – восьмёрка сильнейших, а остальное суета…

Авторы: Артур Жоль, Руслан Игнатович. Фото: naviny.by, segodnya.ua